Два образа веры

Страница: 123456 ... 162

Мартин Бубер.

Два образа веры

Пер. с нем./под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит, С.В.Лезова.

Издательство "Республика" 1995. ISBN 5-250-02327-4

OCR and spell-checker Felix [email protected]

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге я рассматриваю двойственный характер "веры".

Есть два - и только два - образа (или типа) веры. Конечно, существует

великое множество содержаний веры, но собственно вера известна нам лишь в

двух основных формах. Обе они проявляются в нашей повседневной жизни. Одна

форма веры выражается в том, что я доверяю кому-либо, пусть даже у меня нет

"достаточного основания" доверять этому человеку. Другая форма веры

обнаруживается в том, что я, тоже без достаточного основания, признаю

истинность чего-либо. В обоих случаях невозможность обоснования указывает не

на недостаток моих интеллектуальных способностей, а на существенную

особенность моего отношения к человеку, которому я доверяю, или к

содержанию, которое я признаю истинным. Это отношение по самой сути своей не

строится на "основаниях" и не следует из них. Конечно, всегда можно

сослаться на некие основания и причины, но они никогда не смогут объяснить

мою веру до конца. Причина здесь всегда отыскивается задним числом, даже

если она появляется на ранних стадиях процесса. Иначе говоря, причина

возникает вместе с признаками своего позднего происхождения. Это вовсе не

значит, что дело идет об "иррациональных феноменах". Моя рациональность,

присущая мне способность к рациональному мышлению есть лишь часть, частичная

функция моего бытия. Когда же я "верю"- одним или другим образом, - то в

веру вступает все мое бытие, целостность моего бытия. В самом деле, вера

становится возможной лишь потому, что в отношение, называемое "верой",

вовлечено все мое бытие. Но то, что мы называем личностной целостностью,

— 1 —
Страница: 123456 ... 162