Язык, истина и логика. Глава 6

Страница: 123456 ... 17

А. Д. Айер

ЯЗЫК, ИСТИНА И ЛОГИКА

Сканировано: Аналитическая философия: Избранные тексты/ Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф. Грязнова. — М.: Изд-во МГУ, 1993 — 181с.

Глава 6

КРИТИКА ЭТИКИ И ТЕОЛОГИИ

Остается последнее возражение, справившись с которым, мы можем считать оправданной точку зрения, что все синтетические суждения суть эмпирические гипотезы. Это воз-

50

ражение опирается на известное разделение спекулятивного знания на два вида: есть знание, имеющее отношение к сфере эмпирических фактов, и есть знание, имеющее отношение к сфере ценностей. Говорится также, что «ценностные утверждения», хотя это и подлинные синтетические суждения, ни в коем случае не могут быть гипотезами, используемыми для пред­сказания хода наших ощущений; и поэтому само существование этики и эстетики как отраслей спекулятивного знания является будто бы сильнейшим возражением против нашего ра­дикального эмпирицистского тезиса.

Имея в виду это возражение, мы обязаны дать объяснение относительно того, что такое «ценностные суждения». Оно дол­жно быть само по себе удовлетворительным и согласовываться с нашими общими эмпирицистскими принципами. Мы будем доказывать, что ценностные утверждения значимы, если они суть обычные «научные» утверждения; если же они ненаучны, то и не значимы в точном смысле слова, а являются просто выражениями эмоции, которые не могут быть ни истинными, ни ложными. Придерживаясь такого взгляда, мы можем пока рас­смотреть только этические утверждения. Сказанное о них будет приложимо mutatis mutandis и к эстетическим утверж­дениям1.

Обычная система этики в том виде, как она разрабатывает­ся этическими философами, вовсе не представляет собой одно­родное целое. Помимо того, что она склонна включать в себя элементы метафизики и анализы неэтических понятий, ее соб­ственно этические содержания также весьма неоднородны. Можно разделить их, видимо, на четыре главных класса. Во-первых, имеются суждения, выражающие дефиниции этических терминов, или оценки законности, или возможности каких-то определенных дефиниций. Во-вторых, имеются суждения о фе­номенах морального опыта и их причинах. В-третьих, имеются призывы к моральной добродетели. И наконец, имеются соб­ственно этические оценки. К сожалению, этики обычно игнори­руют это очевидное разделение на четыре класса; в результате очень трудно уразуметь из их сочинений, что же они хотят обна­ружить или доказать.

— 1 —
Страница: 123456 ... 17