Феноменология духа

Страница: 123456 ... 39

Фридрих Гегель.

Феноменология духа

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и

тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и

дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея,

объект которой, так же как и ее субъект, есть понятие. Это тождество есть

абсолютная отрицательность, ибо в природе понятие обладает своей полной

внешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным с

самим собой. Тем самым оно есть это тождество только как возвращение к себе

из природы.

Развитие духа состоит в том, что он существует:

1. В форме отношения к самому себе; что в его пределах идеальная

тотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой для

него, и его бытие состоит в том, чтобы быть у себя, т.е. быть свободным, -

это субъективный дух.

2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный им

мир, в котором свобода имеет место как наличная необходимость, - это

объективный дух.

3. Как в себе и для себя сущее и вечно себя порождающее единство

объективности духа и его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютной

истине - это абсолютный дух.

Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе.

Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет

его осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что он

себя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением,

своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своей

непосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор,

пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, он

является только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы,

и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективного

— 1 —
Страница: 123456 ... 39