Протестантская этика и дух капитализма

Страница: 123456 ... 28

Макс Вебер

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА1

В Соединенных Штатах Америки с давних пор утверж­ден принцип «отделения церкви от государства». Принцип этот проводится столь строго, что отсутствует даже офи­циальная статистика вероисповеданий, ибо обращение к гражданам с вопросом об их конфессиональной принад­лежности явилось бы нарушением закона. Мы не будем здесь касаться практического значения этого принципа для положения церковных общин и их отношения к госу­дарственной власти2. Нас больше всего интересует то обстоятельство, что в США еще около двух с половиной десятилетий тому назад количество «не принадлежавших к определенному вероисповеданию людей» составляло, не­смотря на огромный приток иммигрантов, лишь 6% (приблизительно), и это при полном игнорировании со стороны государства конфессиональной принадлежности граждан, при отсутствии всех тех весьма существенных преимуществ, которые в большинстве европейских госу­дарств того времени обеспечивала принадлежность к определенным привилегированным церквам3.

К тому же следует иметь в виду, что в Соединенных Штатах Америки принадлежность к какой-либо церковной общине была сопряжена с несравненно большими мате­риальными затратами (особенно тяжелыми для людей небольшого достатка), чем где бы то ни было у нас[*] . Доказательством этого служат опубликованные книги домашних расходов: мне лично известна, в частности, одна община в городе близ озера Эри, состоящая почти целиком из переселившихся в Америку немецких рабочих-деревооб-

[273]

делочников низкой квалификации, чьи регулярные расхо­ды на церковные нужды составляли при среднем годовом заработке в 1 тыс. долл. почти 80 долл. в год. Совершенно очевидно, что в Германии даже неизмеримо меньшие тре­бования имели бы своим последствием массовый выход из церкви. Но даже независимо от этого каждому, кто посе­щал Соединенные Штаты 15—20 лет тому назад[*] , до нача­ла последней стремительной европеизации этой страны, бросалась в глаза интенсивная церковность, господство­вавшая повсюду, где еще не было бурного притока евро­пейских иммигрантов4. Церковность была раньше значи­тельно сильнее и ярче выражена, чем в последние десяти­летия, о чем свидетельствуют путевые заметки более ран­него периода. Нас здесь прежде всего интересует одна сто­рона этого явления. Даже в Бруклине, который ныне вхо­дит в границы Нью-Йорка, но вплоть до недавнего времени еще в большей степени сохранял старые традиции, а тем более в других, менее подвергшихся влиянию иммиграции местах, едва ли не в прошлом поколении каждому не­знакомому дотоле деловому человеку, стремившемуся завязать определенные отношения, незаметно и как бы мимоходом, но отнюдь не случайно, задавался вопрос: «То what church do you belong?»[**] Вопрос этот задавался с такой же неизменностью, с какой еще четверть века тому назад жителя континентальной Европы за воскрес­ным табльдотом в типично шотландском обществе одна из присутствующих дам неизменно спрашивала: «What service did you attend today?»[***]5 При достаточном знакомстве с американской действительностью легко за­метить, что если правительственные учреждения, как уже было отмечено, никогда не задают вопрос о конфессио­нальной принадлежности, то в частной жизни, деловых отношениях, достаточно продолжительных и связанных с предоставлением кредита, данный вопрос ставится — мы считаем себя вправе утверждать это — всегда. Чем же это объясняется? Ряд небольших личных наблюдений (1904 г.) может, пожалуй, послужить иллюстративным материалом для объяснения этого факта.

— 1 —
Страница: 123456 ... 28