Новые рубежи человеческой природы

Страница: 123456 ... 252

Абрахам Маслоу

Новые рубежи

человеческой природы

Оглавление

К читателю

Часть I. Здоровье и патология

1. К гуманистической биологии

2. Невроз как неудача личностного роста

3. Самоактуализация и ее предпосылки

Часть II. Творчество

4. Творческая установка

5. Целостный подход к творчеству (к сожалению глава отсутствует...)

6. Эмоциональные помехи творчеству

7. Потребность в творческих людях

Часть III. Ценности

8. Слияние фактов и ценностей

9. Заметки по психологии Бытия

10. Комментарии к симпозиуму о человеческих ценностях

Часть IV. Образование

11. Познающий и познаваемое

12. Образование и пиковые переживания

13. Цели и результаты гуманистического образования

Часть V. Общество

14. Синергия в обществе и в индивиде

15. Вопросы для нормативного социального психолога

16. Синанон и Эвпсихия

17. Об эвпсихическом управлении

18. О низких жалобах, высоких жалобах и метажалобах

Часть VI. Бытийное познание

19. Заметки о невинном познании

20. Новые заметки о познании

Часть VII. Трансценденция и психология Бытия

21. Различные смыслы трансценденции

22. Теория Z

Часть VIII. Метамотивация

23. Теория метамотивации: Биологические корни ценностной жизни

Литература

Примечания

Часть I. Здоровье и патология

1. К гуманистической биологии 1

Мои искания в психологии заставляли меня двигаться во всевозможных направлениях. Некоторые из них выходили за пределы обычной психологии — по крайней мере, в том ее понимании, какому я был обучен.

В тридцатые годы, заинтересовавшись определенными психологическими проблемами, я обнаружил, что их нельзя разрешить или успешно разрабатывать в рамках классической для того времени науки (бихевиористской, позитивистской, естественнонаучной — свободной от ценностей, механистической психологии). Чтобы найти ответ на возникавшие у меня закономерные вопросы, потребовалось изобрести другой подход к психологическим проблемам. Постепенно этот подход превратился в общую философию психологии и науки вообще, религии, труда, менеджмента, а теперь и биологии. По сути он стал мировоззрением.

Психология сегодня, в сущности, разорвана и расколота на три (или больше) отдельных науки, не сообщающиеся между собой, поделенные между отдельными группами ученых. Первая — это бихевиористская, объективистская, механистическая, позитивистская группа. Вторая — это целый "куст" психологий, берущих начало от З.Фрейда и психоанализа. И третья — это гуманистические направления, или "третья сила", как назвали эту группу, предлагающую единую философию, способную сплотить разъединенные доселе группы. Именно об этой третьей психологии я и хочу говорить. Исходя из того, что эта третья психология включает в себя первую и вторую, я "изобрел" слова "эпи-бихевиористская" и "эпи-фрейдистская" (греческое "эпи" означает "над"}. Такой подход позволяет также избежать характерной для студентов дихотомической ориентации, когда надо, например, быть либо "за Фрейда", либо "против Фрейда". Лично я и фрейдист, и бихевиорист, и гуманист, и к тому же еще разрабатываю то, что может быть названо четвертой психологией — психологией трансценденции.

— 1 —
Страница: 123456 ... 252